Ознакомьтесь с нашей политикой обработки персональных данных

Зайцев.Точка.Есть

19:59 

Еще рабочего

Tressa_de_Foks
Не могу не поделиться. Прекрасная статья про авиацию из "Звезды" за июль 1925 года
Букв очень много.


БОРИС ПИЛЬНЯК.
ЕГО ОЧЕРК «РОССИЯ В ПОЛЁТЕ» БЫЛ ОПУБЛИКОВАН В «ЗВЕЗДЕ» 19 ИЮЛЯ 1925 ГОДА ПОСЛЕ ЕГО ПРИЛЁТА В ПЕРМЬ НА ГИДРОСАМОЛЁТЕ «ВСЕ В АВИАХИМ». (ПЕЧАТАЕТСЯ В СОКРАЩЕНИИ)
«Я хочу начать этот очерк с передачи моих ощущений в полете с лирического отступления. Ибо это лирическое отступление есть тот камертон, тоном которого я бы хотел окрасить этот очерк. Полет...
Если человек убежден, что «рожденный ползать летать не может», то ему будет страшно садиться в самолет, застегивать ремень, его мозг будет видеть разбитые крылья аэроплана, размозженные (привязанные) тела пилотов, смерть, и, быть может, этому рожденному в убеждении ползать лучше и не заползать в самолет.
Мы летим над Камой в Татреспублике, в городе Чистополе городе, названном Чистополем от глагола «чистить», грабить. Ибо построен был город в местах, расчищенных татарами. И я за норму взял такое, что я именно рожден летать. Только, дескать, с детства летаю. А в данном случае не лечу, а передвигаюсь в село Камские Полянки побыть среди крестьян и попить молока. Ни более, ни менее.
И я спокойно таскал с уполномоченным Вахламовым (он босиком, а я засучил штаны) бензин из бочки в мотор, брезенты, литературу, потом покурили, сели. Бортмеханик Клочко развертел пропеллер, пристегнул ремни и... и в воздухе. Сначала и люди, и улицы, и дома, и стада, а потом в конце одна географическая карта. Это уже многими описано. И также многими описано, что быстроты полета не чувствуешь. И высоты не осознаешь, тоже не чувствуешь. Страх перед полетом только мозговой, только у тех, кто решил «ползать».
Итак, я поставил себе целью попить молока, пропеллер шумит, говорить нельзя, и я думаю.
Первое. Я знаю, что идем сто двадцать километров в час, но я этого не чувствую. Я только вижу, как там внизу ежесекундно отбрасываются назад крылья полей, озера, дорога Камы, пригорков и холмов не видно: одна карта. И я только знаю, что мы в версте над землей, в высотах я этого не чувствую. Колоссальный бег и высота они только сознаются. И это я знаю не только для аэроплана, но и для России, всей той, новой, которую трудно усмотреть.
Второе. Сидя за ремнем в самолете, я устанавливаю, что я летал уже многое множество раз, главным образом от четырнадцати до семнадцати лет: сейчас лечу на самолете системы «Юнкерс», тогда я летал на крыльях во сне. И тогда те полеты во снах были куда интереснее, романтичней, страшнее: там, во сне, бывало, вылетишь из окна, взлетишь на луну, сядешь в лунное болото или играешь над болотом в горелки. И это опять я думаю не только о полете в аэроплане, но и России: выдумывать, проектировать, фантазировать куда интереснее, чем отыскивать явь, чем рыться в действительности, чем видеть действительность.
И всё же факт остается фактом: самолет -прекрасное, величественнейшее достижение человеческого гения, гения, сделавшего явью сон. И факт остается фактом, что мы летим в глухую деревню. Только затем, чтобы рассказать, показать этот самолет что мы пролетим тысячи верст в глушайших российских местах и поднимем в воздух сотни крестьян, рабочих, тех, кто хочет быть рожденным летать, а не ползать.
Мы будем у пермяков, у вогулов, у зырян, зайдем в Чусовую, за Каму, за Двину к Белому морю, на Белое море. В понурый поозерный Лопарский край.
О полете в Китай пишет вся Россия. Наш полет и трудней, и, мне думается, ближе к России: потому что мы будем в местах, которые и есть Россия, но которые оторваны от мира гораздо больше, чем китайский путь.
Там внизу, на земле, которую пилот Копылов сверяет с картой, возникло село Камские Полянки а земля стала подлезать под нас, потом самолет сел на воду тогда привычно
встали на свои места берег, нищая пароходная конторка, холмы над рекой, лес. Вахламов раздал литературу (а тут не знаю, кто уж виновен, но не следовало бы так организовывать, что теперь в июле мы вынуждены раздавать «Крестьянскую газету» от пятого мая), и начались полеты.
Желающие полететь записались в местной авиаячейке. Местный председатель спросил: «Кто же полетит?»
Молчание. Строгая минута. Первый шапкой оземь:
- Была ни была лечу!
Второй глаза в землю:
- Сажай.
Был и такой бородатый, добрый, хороший: «Пиши, полечу!»
А в тот момент, когда надо было садиться, вдруг шапку под мышку, и на месте кругом, и карьером в гору, в гору. Потом пришел и всем объяснил, что лошадь, дескать, у него побежала, дескать, боялся, что лошадь испугается. На лошадь свалил.
Было и такое. Баба: «Это черт прилетел!»
«Что же, и я черт?» спрашиваю я.
«А то кто же?»
А наш уполномоченный уже говорит речь... День был жарок очень, потов с нас сошло много, предстоит вновь разуваться, и Вахламов говорит о вещах, которыми живет ежеминутно, о том, что аэроплан прилетел из Москвы, о том, что такое воздухоплавание, что такое «Авиахим». Приветствует крестьян от московских рабочих, от лица культуры, говорит о наших путинах и о том, что Республика поставила задачей влить в наш быт аэроплан, что здесь будет произведено пять посадок, двадцать местных крестьян будут подняты в воздух те, которые рождены летать.
Я стоял в толпе, я слушал.
- Яруслан, слышь, прилетел?
- Как гусь: и по небу, и по воде!
- Дальнее поле жать ездить очень подходяще.
- Раз загранитцы (от слова «заграница») технику всю учили, нашей державе отставать нельзя никак.
К семидесятилетней старухе:
- Полетишь, бабка?
- Полячу, касатик, только помру, боюсь.
Это комментировалось словами, но было такое, чего ни один не смог бы сказать словами, того, что вот у их берега, где родились и умерли деды, где в памяти еще разбои и дичь, где всё родное, где пасутся овцы и родной плавает через реку дощаник, такой дощаник, которому от рождения лет пятьсот, поди: здесь, у их берега, стоял самолет стальная прекрасная птица.
И, конечно, они не знали того факта, простого, голого факта, что ни одна Англия и ни одна Америка не додумалась послать самолета к крестьянам, чтобы их бесплатно возить, – этого прекрасного факта, что крестьяне в лаптях поползли в кабину самолета. Именно потому, что в России лапти идут рядом с самолетами, а в разных Англиях и Америках их рядом не поставишь, именно поэтому и залетел сюда самолет, именно поэтому в России и революция.
Но вот самолет опять на берегу, и из кабины выходят крестьяне: одна не может сдержать блаженной улыбки, другой мотает от удивления и радости головой над девушкой шутит пилот: «Ну, красавица, приданое теперь приобрела, от женихов отбою не будет». А бабы все на берегу комментируют: «Да что и говорить, ведь взаправду, всю жизнь помнить будет».
На лицах счастье, на лицах гордость. И тогда отбоя нет от желающих полетать: все хотят побывать птицами.
Сумерки садятся за Каму, комары кусают... Баба говорит: «Коров пригнали, пора доить!» И другая баба ее прерывает: «Погоди, издоишься на своем веку, не каждый день летать будешь». Я думаю о том, что ведь даже страшно представить, что миллионы русских баб в эти часы сумерек сидят у коровьего вымени, миллионы доятся коров. Это то же, что и наши российские лапти, кабала к земле. Бабы доят сегодня коров. Мужики говорят тихо (я подслушиваю): «Эх, дождичка бы. Один бы дал, чтобы таких машин больше было, пятерку дал бы».
Я приступаю к заключительной части этой подглавки. Те, кто летал, никогда этого не забудут... Русский крестьянин всегда «моя хата с краю», у нашего мужика копейка тяжелая, он резонер, он, когда не верит, и в глаза не глядит, полянки свои бережет. А когда Вахламов говорит прощальное слово, все глаза были на нём, в нём. И мужики просили остаться:
- Переночуйте, ужин приготовим, дорогими гостями будете.
- Московские рабочие всё-таки о нас помнят может, поросеночка с собой захватите, вот тут жертвователь имеется!
Мы выпили только молока (и с трудом за него всучили деньги). Но мне ясно, что вот – опять она, новая Россия, Россия лаптей и аэропланов, тех, которые захотели летать. И говорим мы с ними на одном языке.
Но пропеллер уже пущен («Контакт! Есть контакт!») и мы в сумерках, в воздухе, по пути к Чистополю к городу Чистополю, который надо переименовать в Грязную Лужу: еще бы, июль месяц, жарища чертова, да мы каждый день мажемся в грязи по колено.
В городе Чистополе до сих пор пареньки на крышах голубей гоняют, а интеллигенция ходит по вечерам играть на биллиарде, как при Гоголе. В мае в трех учреждениях рассказывали, что клад здесь в земле найден.
Но этот последний подглавок не о чистопольских грязях и не о номерах с клопами, а о новой интеллигенции вот о тех трех моих товарищах, да простят они мне, что ими как представителями новой интеллигенции я заканчиваю очерк. Их трое, все они разные характерами уполномоченный Вахламов, пилот Копылов, бортмеханик Клочко, и все они квашены одними и теми же дрожжами. Они проделали своими руками все войны и все революции.
...Чистополь еще промышляет голубями, нас по ночам едят клопы, но машина наша в блестящем порядке. Нас дисциплинирует наш быт, и мы в этой машине пройдем еще тысячи верст по разным чистопольским грязям, нас пронесет машина, но машину ведут люди! И это опять о России, ибо раньше такой интеллигенции в России не было.
Пусть Чистополь промышляет голубями – стальная воля людей заставила лететь не только голубей, но и стальных птиц, не только в Чистополь, но и из Чистополя. Этому залог – те парнишки и мужики, которые хоть и шапкой оземь, хоть бабка мне и удостоверила, что я черт, всё же летали вместе со своими лаптями...
Бор. Пильняк.
Июль, 1925 г.»

URL
Комментарии
2017-07-20 в 10:21 

kkarasuma
If you stay with me girl, we can rule the world
Прекрасная статья!
У него еще в книге "Корни японского солнца" тоже есть про полеты. Любил, видно, это дело :)

2017-07-20 в 10:42 

Tressa_de_Foks
kkarasuma, У него еще в книге "Корни японского солнца" тоже есть про полеты.
С какими внезапными сведениями ты появляешься. А книга, вообще, о чем? Вроде бы, мы в его времена с Японией не дружили.

URL
2017-07-20 в 10:47 

Лайверин
Лети, душа моя, на свет, лети на волю. Моя свобода - это миф, мечта рабов.(с)
И факт остается фактом, что мы летим в глухую деревню. Только затем, чтобы рассказать, показать этот самолет что мы пролетим тысячи верст в глушайших российских местах и поднимем в воздух сотни крестьян, рабочих, тех, кто хочет быть рожденным летать, а не ползать.
Что-то я сентиментальная стала. Сижу и едва не реву от избытка чувств.

2017-07-20 в 11:04 

kkarasuma
If you stay with me girl, we can rule the world
Ага, раз в полгода с внезапными сведениями :)
Я боюсь соврать с датами, но годах в 20-х Пильняк ездил в Японию встречаться с тамошними коммунистами, и, хотя за ним постоянно следила японская полиция, он довольно основательно попутешествовал по стране (даже вместе с женой). Книжка небольшая, читается легко, взгляд необычный и чем-то для меня похож на миядзаковский в его "Ветер крепчает". Там тоже самолеты, чувак, влюбленный в свое дело, и ностальгическая Япония Нацумэ Сосэки, какой её сейчас очень редко увидишь.
И описалово полета над горами весьма захватывающее! Как вот они в те времена жили и летали - ведь это все новое для них было, утопическое, на грани жизни и смерти. Сбыча мечт человеческих, да и только :)

2017-07-20 в 11:07 

Tressa_de_Foks
kkarasuma, внесу в список, значит. Надо прочесть, по-любому. Спасибо. :)

URL
2017-07-20 в 11:14 

kkarasuma
If you stay with me girl, we can rule the world
Пожалуйста! :)

2017-07-20 в 23:53 

Tressa_de_Foks
А вот представьте себе, что человеку без ног дали возможность сесть в самолет и полетать. И не где-нибудь, а над Байкалом. А потом он описал свои ощущения и впечатления от этого, да еще достаточно неплохим слогом.
Получилось что-то напоминающее рассказы Сент-Экзюпери.

Я такое как-то встретил на сайте pravmir.ru. К сожалению, это давно было и ссылка потерялась, а то бы здесь выложил.

Прекрасная статья про авиацию из "Звезды" за июль 1925 года
А где вы ее накопали? 1925 год - это ведь уже почти антиквариат.

2017-07-20 в 23:55 

Tressa_de_Foks
Laangry, Получилось что-то напоминающее рассказы Сент-Экзюпери.
Хорошо получилось, значит. :)

URL
2017-07-21 в 00:01 

Tressa_de_Foks
Вообще-то надо будет не полениться и раскопать ее на сайте - действительно ведь красиво получилось.

Комментирование для вас недоступно.
Для того, чтобы получить возможность комментировать, авторизуйтесь:
 
РегистрацияЗабыли пароль?
главная